Основными целями электронного правительства являются повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность бизнеса и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Граждане должны иметь возможность получать услуги в удобном для них месте, в удобное время и удобным способом. При этом электронное правительство - это базовый инструмент для реализации административной реформы.
На проходившей в этом году в городе Сеуле первой Международной конференции по электронному правительству поставлен знак равенства между электронным правительством и демократическим государством. На реализацию этой цели в странах-лидерах было потрачено примерно 20 лет. Темпы развития этого сегмента на порядки выше, чем в традиционных отраслях экономики.
В Ростовской области созданы базовые элементы инфраструктуры электронного правительства: портал госуслуг, система межведомственного электронного взаимодействия, электронные сервисы, МФЦ.
В 2012 году удалось интегрировать региональную систему электронного правительства в единую федеральную систему. 25 областных органов исполнительной власти и 620 органов местного самоуправления и подведомственных им организаций подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия Российской Федерации. Основная задача этой системы - получение регионом сведений по услугам напрямую из баз данных федеральных органов власти и наоборот – обеспечение федеральных органов власти информацией по услугам из региональных баз данных.
В области работает долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий на 2010-2014 годы». Принята новая программа «Развитие информационного общества в Ростовской области на 2015 - 2020 годы». В общей сложности в рамках данных программ на период с 2012 по 2020 годы по всем областным органам власти и органам местного самоуправления на финансирование мероприятий по развитию информационного общества планируется направить порядка 5 миллиардов рублей. Из них более двух миллиардов рублей будут расходоваться на приобретение программных продуктов, более полутора миллиардов рублей - на приобретение оборудования, более одного миллиарда рублей - на создание, развитие и сопровождение информационных систем, более 100 миллионов рублей - на обучение и повышение квалификации в сфере информационных технологий. При этом обучение будет проводиться не только для служащих, но прежде всего для граждан, создавая условия для повышения компьютерной грамотности населения.
В развитии информационного общества в Ростовской области необходимо четко обозначить основные приоритеты.
Во-первых, это единство всей региональной политики в сфере информатизации, координатором которой выступает министерство информационных технологий и связи Ростовской области.
Во-вторых, это создание технической и технологической инфраструктуры, в том числе единого центра обработки данных, который будет использоваться для нужд всех органов власти. Мы не будем тратить бюджетные средства на создание центров обработки данных в каждом ведомстве. Это крайне неэффективно, загрузка такого центра будет составлять 5-10 процентов, а расходы на его эксплуатацию значительны. Об этом свидетельствует и опыт таких стран, как Южная Корея и Сингапур.
Для решения этой задачи рассматривается вопрос строительства в Ростовской области технопарка в сфере высоких технологий (IT-парка), который будет объединять в себе как инфраструктурные мощности, так и площадку для развития новых проектов в сфере IT -технологий, а также будет представлять собой своеобразный бизнес-инкубатор.
В-третьих, это использование программного обеспечения, основанного на облачных решениях. Это единое программное обеспечение для всей отраслевой сети подведомственных учреждений, управляемое из единого центра. Сегодня по такому принципу в Ростовской области уже работают несколько систем: система «Дело», информационная система МФЦ.
В-четвертых, это создание единого Центра управления жизненными ситуациями. Интересен в данном вопросе опыт Южной Кореи. Правительством дотируются затраты на покупку гражданами смартфонов. Они позволяют получать услуги в электронном виде, а также отправлять сообщения о различных ситуациях, свидетелем которых стал гражданин, с передачей фото и видеоданных, а также точных координат места происшествия в режиме реального времени в единый Центр управления жизненными ситуациями. Обработав такое сообщение, ответственные лица могут максимально быстро направить точно к месту происшествия нужное количество спасательных, медицинских и иных подразделений.
Движение по такому пути невозможно без привлечения IT-профессионалов, бизнеса и науки. В этих целях создан Совет конструкторов IT-систем. С его помощью мы планируем выйти на качественно новый уровень развития информационного общества в регионе.
Еще одним приоритетом развития информационного общества в Ростовской области является использование информационных технологий в новых сферах жизнедеятельности. Например, территориальное планирование. Интерес представляет опыт Южной Кореи, где для инвесторов создан уникальный двухэтажный экспозиционный центр территориального планирования и развития. В нем представлен макет города Инчхон с мельчайшей проработкой всех предметов. Каждый посетитель - инвестор может подойти к специальному пульту управления, выбрать интересующий его участок земли и получить по нему всю необходимую экономическую информацию и наглядную пространственную прорисовку.
Развитие электронного правительства невозможно без развития телекоммуникаций. Важно добиться того, чтобы между большими городами и мелкими населенными пунктами не было цифрового неравенства. Его ликвидация является одной из основных задач развития информационных технологий и связи. Недавние исследования выявили, что развитие быстрого интернета - это прямой стимул к развитию экономики.
Задача Правительства Ростовской области в данном направлении - формирование соответствующей среды, которая бы стимулировала конкуренцию, способствовала снижению тарифов и повышению качества услуг связи. Для достижения поставленной задачи утверждена Концепция развития связи в Ростовской области на период до 2020 года. Приоритеты - подключение всех административных центров городских и сельских поселений к оптическим линиям связи и повышение скорости интернета для конечных потребителей: в городах не менее 20 мегабит в секунду, в районах - не менее 10 мегабит в секунду.
Одним из основных элементов электронного правительства является система многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В нынешнем году мы завершаем создание инфраструктуры для обеспечения полноценной работы сети МФЦ.
Ростовская область сделала ставку на создание небольших МФЦ «у дома» по сетевому варианту. Опыт Республики Корея показал, что это правильный путь. Так, к примеру, в городе Сеуле работает 25 МФЦ, и у каждого из них не менее 10 центров доступа.
Действующая сеть МФЦ Ростовской области интегрирована в электронное правительство, в единое федеральное информационное пространство. Сегодня все МФЦ работают в этой системе.
По результатам ежегодного рейтинга, проведенного Минэкономразвития России в октябре текущего года, Ростовская область вошла в число 5 лучших регионов России и получит в текущем году грант в объеме 10 млн рублей из средств федерального бюджета.
В 2012 году идет глобальная работа по передаче областных услуг на базу МФЦ. На примере отдельно взятого министерства труда и социального развития области отработан комплексный механизм реализации госполномочий на уровне «министерство - органы социальной защиты населения – МФЦ».
Первые 51 госуслуга в сфере социальной поддержки населения будут переданы с 1 января 2013 года. Для реализации этой задачи из полномочий органов социальной защиты населения выделены функции по работе с заявителями, передаваемые на базу МФЦ. По каждому муниципальному образованию рассчитаны соответствующие трудозатраты. В результате определена численность работников органов соцзащиты населения, которая должна быть передана в МФЦ. Это 410 единиц в целом по Ростовской области. Поскольку закон не запрещает гражданину за получением госуслуг обращаться как непосредственно в МФЦ, так и в орган социальной защиты населения, передача 410 штатных единиц в МФЦ будет производиться поэтапно: в 2013 году - 70%, в 2014 году - 80% и полная передача в 2015 году.
Подготовлены предложения по оптимизации работы самого министерства труда и социального развития. Новая структура должна стать более эффективной, штатная численность министерства будет сокращена на 14 единиц.
Аналогичная работа должна быть проведена и в других органах власти, а областные услуги должны быть переданы на базу МФЦ. Это одна из главных задач в рамках проведения административной реформы в Ростовской области на 2013 год.
По материалам доклада заместителя губернатора Ростовской области В.Г. Гончарова, 15.11.2012