Начало развития цветного телевидения и о первых цветных телевизорах мы рассказали Вам в прошлой статье, а сейчас речь пойдёт о современных цветных телевизорах, использующий в качестве экрана - кинескоп. Готовы?, тогда начнём.
Новый виток в отечественном телевидении начался с 1977 года, когда были выпущены первые телевизоры на гибридных сборках (микросхемах), произошёл полный отказ от использования ламп в телевизорах, хотя "ламповые модели" ещё выпускались некоторое время (нужно ж было куда-то их запасы использовать) Перед Вами одна из первых моделей так называемых "упимцев" - Славутич Ц-202 с диагональю экрана 61 см. УПИМЦТ расшифровывалось как: Унифицированный Полупроводниково - Интегральный Модульный Цветной Телевизор.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/57879009.jpg)
Давайте рассмотрим его поближе. Благодаря отказу от использования ламп, значительно снижена потребляемая мощность, ему уже не был нужен отдельный автотрансформатор (хотя это - спорный вопрос, не так уж он хорошо держал пониженное напряжение сети), не нужно было ждать полторы минуты до его полного запуска, так как "высокое" появлялось сразу, а изображение - секунд через 10, после прогрева "накала". Однако, были и минусы, причём, весьма значительные. Быстрое включение и резкое появление высокого напряжения снижали срок службы кинескопа, а его "знаменитую" строчную развёртку на двух тиристорах КУ-221 мастера ещё долго будут вспоминать "добрым" словом.
В 1984 году появился первый УСЦТ (Унифицированный Стационарный Цветной Телевизор) Электрон Ц-380 с кинескопом 51ЛК2Ц, выпущенным в Воронеже (судя по наклейке), под пристальным присмотром зарубежных коллег и на их оборудовании, однако, согласно другим источникам, это был полностью импортный кинескоп (они ещё работают до сих пор (!!!) и скисать пока не собираются, во качество было-то) с самосведением лучей, но об этом, чуть ниже.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/94089769.jpg)
Это был серьёзный прорыв вперёд: в телевизоре был применён импульсный блок питания, позволивший снизить потребляемую можность до 80-90Вт, он имел стандартные блоки, используемые практически во всех последующих моделях, появилась возможность серьёзно модернизировать и усовершенствовать "это чудо", так как, благодаря стандартным разъёмам и размерам модулей, устаревшие можно было заменить более новыми.
К "Электрону" стало возможным подключить модуль дистанционного управления (сначала 8-и каналку, а после - современные 55 и 90 канальные системы с графическим отображением информации), декодер ПАЛ, для возможности видеть в цвете фильмы с первых привезённых видиков, блоки сопряжения по низкой частоте (НЧ вход-выход типа "тюльпан"), устанавливать расширенные приёмные блоки для приёма кабельного ТВ...
Конечно, не всё было гладко, мастера ещё помнят "извращения" конструкторов под названием "Оризон" и "Электрон" 5-й серии с вечно проблемными дистанционками и радиоканалом, рассыпающиеся корпуса "Альфы", а вот лучшими моделями того времени я бы назвал "Электрон-Ц423ДИ" в отличном и симпатичном пластмассовом корпусе и модель 4305, имеющая хорошую встроенную дистанционку, но вот корпус.... можно было и по современней сделать.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/43711926.jpg)
На этом историю о советских телевизорах можно считать законченной, почти всё, что было дальше - было либо полным извращением, либо "слизано" с зарубежных схем и моделей, а после - на заводах стала идти только сборка моделей зарубежных изготовителей, в современных "Электронах" и "Горизонтах" мало что осталось от этих знаменитых брендов.
В 90-х годах, после развала СССР и открытия границ, в нашу страну мощным потоком хлынула волна импортной техники, сначала её привозили с собой люди, побывавшие там, а после - импортные телевизоры стали вовсю продаваться в наших магазинах. В сравнении с нашими телевизорами, импорт выигрывал по всем параметрам (размерам, функциям, краскам, чёткости), кроме цены, а такая "мелочь" как пульт - была нормой.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/56988155.jpg)
В то время, когда наш "максимум" был кинескоп с диагональю экрана 61 см и дельтообразным расположением пушек, требующих серьёзного модуля сведения лучей), за границей уже выпускались диагонали до 72 см с самосведением лучей.
Первые цветные кинескопы, без "самосведения" лучей использовали маску (металлическую пластину) с круглыми отверстиями, цветной люминофор, на внутренней поверхности экрана кинескопа, так же располагался "треугольником", как и сами электронные пушки.
В кинескопах с самосведением, пушки располагались горизонтально, теневая маска была способна пропустить большее количество вылетевших электронов, кроме того, такое расположение позволило занять большую площадь экрана люминофором, следовательно - свечение стало более ярким, а тёмных пятен - меньше, так же отпала необходимость в отдельном блоке сведения лучей.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/15643058.gif)
Значительную роль в развитии сыграла японская корпорация SONY, выпустившая в 1964 году первый полупроводниковый (безламповый) телевизор, а в 1968 - разработав свой знаменитый "тринитрон" - кинескоп, с полностью раздельными электродами для каждого из трёх основных цветов (пушек) и, в 1982 году - апертурной решёткой. В кинескопах с апертурной решёткой вместо триад (участок из трёх люминофорных "точек": красной, зелёной и синей) используются тончайшие вертикальные люминофорные нити, содержащие полосы трёх цветов. Расстояние между этими нитями было минимальным, что значительно повышало чёткость изображения, а вместо алюминиевой маски с отверстиями были использованы тонкие нити (проволока), натянутые снизу вверх.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/32781870.jpg)
Следующим шагом было "уплощение" кинескопа. Если раньше экран был частью "сферы", то в дальнейшем - это уже часть цилиндра (опять же заслуга SONY), а далее, в конце 90-х фирма Thomson представила первый телевизор с полностью плоским экраном кинескопа. Вот жаль только, что "посыпались" эти кины гораздо быстрее, чем расчитывали их производители, в отличии от тех же "древних" Videocolor, которые работают и по сей день с безупречными красками, хотя не являются абсолютно плоскими.
Одновременно велись разработки по увеличению угла отклонения лучей в кинескопе, в 1961 году Thomson выпустил первый телевизор с кинескопом 110 градусов, что позволило уменьшить глубину корпуса телевизора, хотя, справедливости ради, следует отметить, что сами телевизоры, выпускаемые фирмой Thomson, всегда отличались просто огромными неудобными "квадратными" корпусами, вот такой парадокс.
![](/Data/Sites/2/media/2012/121021_istor_televiz/04_tel_s_elt/21443883.jpg)
Погоня за "плоскостью" экрана и уменьшением длинны горловины кинескопа имела не только положительные моменты, к весьма большому минусу можно отнести ухудшение сведения лучей по краям кинескопа, читать субтитры становилось всё сложнее, а телевизоры потребовали весьма сложные и мощные блоки коррекции. Связано это с тем, что луч стал проходить разное расстояние, обеспечив его "фокус" в центре, мы стали терять его по краям, тоже было и с коррекцией: по этой же причине (разное расстояние от пушки до различных участков экрана кинескопа) буквы на субтитрах и лица актёров стали изменять свою "ширину" в зависимости от того, были они по центру или по краям.
Можно было бы уже и остановиться, но нет, крупнейшая компания по выпуску кинескопов LG.Philips Displays объявляет о создании "тонкого" укороченного кинескопа: Slim, а потом - Super и Ultra Slim.Угол отклонения лучей достигает 150 градусов, корпус ТВ становится короче в половину при внушительном размере экрана (до 72 см или 29 дюймов).
Всё бы хорошо, только масса телевизоров с такими кинескопами стала просто огромной, за счёт толстенного 10-и сантиметрового стекла, а иначе - кинескоп просто сплющится, ведь внутри его - вакуум. О нормальном сведении и коррекции можно было забыть навсегда, а надёжность электрической схемы внутри..., зато он отлично помещался в шкафу, не выпирая на пол метра из него.
По материалам rem-tv.at.ua