Специально для РБК daily производители антивирусов исследовали, на каких популярных сайтах больше всего собирают информации о пользователях. Лидером оказался ЖЖ, информация с cookie может попадать не только к рекламным сетям, но и консалтинговым компаниям, сотрудничающим с американскими госорганами.
Производитель антивирусов Dr.Web оценил, какие сайты Рунета оставляют больше всего файлов cookie (на сленге «печенька»). Эти файлы помогают в идентификации и хранении персональных настроек пользователей. Также с их помощью отслеживаются действия пользователей и ведется соответствующая статистика для более точного таргетирования рекламы.
Наиболее активно технологию cookie использует ресурс livejournal.com (ЖЖ), после посещения этого сайта на компьютере осталось десять таких файлов. Несмотря на то что основная аудитория ЖЖ сосредоточена в России, статистику о его пользователях, в том числе геолокацию, собирает американская Quantcast. Клиентом компании является медиагруппа Politico — издатель газеты, которая попадает в здание вашингтонского Капитолия. Politico также выступала спонсором выборов в США. Руководство медиагруппы обвиняли в чрезмерной близости к Республиканкой партии, а ее главный редактор в свое время был советником экс-президента США Рональда Рейгана. В Quantcast сообщили, что получают лишь стандартные данные — IP-адрес, посещенные страницы, время. Как пояснили в компании, они оценивают аудиторию ЖЖ, но не для американского правительства.
Также данные о пользователях ЖЖ интересуют Full Circle Studies, которая является частью американской Comscore. Компания проводит маркетинговые исследования, в том числе для госорганов США. В 2006 году компания оказалась в центре скандала. Ученый из Гарвадского университета Бен Эдельман обвинял ее в использовании шпионского программного обеспечения. Но Comscore сослалась на стороннюю компанию, которая якобы выполняла подобные действия без соглашения с ней. В Full Circle Studies не стали комментировать, какие клиенты получают информацию из ЖЖ.
Использование cookie в отношении американских пользователей имеет строгие законодательные ограничения. Это произошло после того, как Агентство по борьбе с наркотиками отслеживало пользователей, просмотревших антинаркотическую рекламу в Сети. Позже Агентство национальной безопасности США (отвечает за электронную разведку) оставляло файлы cookie, которые не должны были удаляться до 2035 года. В схожих нарушениях обличили и ЦРУ, и ему пришлось отключить cookie.
Помимо американских маркетинговых компаний ЖЖ устанавливает файлы от системы баннерной рекламы Adriver, а также от Rambler. В SUP Media (владеет ЖЖ) в течение недели не могли ответить на вопросы РБК daily и порекомендовали дождаться приезда менеджера из Парижа.
Известный стартап-менеджер и блогер Антон Носик говорит, что ЖЖ дает пользователям возможности программного кода, но не стал комментировать результаты исследования, не зная методики. «Если рекламодатель ведет учет того, сколько раз просмотрен его баннер, я не думаю, что это можно назвать слежкой. Не стоит опасаться, тревога по поводу cookie несоразмерна уровню угроз», — уверен г-н Носик. Также он считает, что производители антивирусов намеренно могут пугать пользователей угрозой со стороны cookie.
Другие популярные российские сайты оставляют cookie от отечественных рекламных сетей. Так, идущий на втором месте после ЖЖ avito.ru (восемь cookie) оставляет на компьютере файлы от Adriver, Adwolf, Yandex и doubleclick.net (принадлежит Google). В Avito РБК daily предложили все вопросы задать самим рекламным сетям. В Adriver подтверждают, что могут получать IP-адрес пользователя, но уверяют, что не сличают его с другими данными. То есть посетители остаются обезличенными, и сохраняется конфиденциальность.
Но при желании IP пользователя можно использовать против него. Показательная ситуация случилась с руководителем управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Владимиром Маркиным. Администратор сайта «Новой газеты» определил, что именно ему принадлежит IP, с которого на форуме комментировали материалы газеты и называли оппозиционеров «ряжеными» и «уголовниками». По словам анонимного хакера, в Сети легко скомпрометировать человека под заказ, получив IP и разместив на его компьютере информацию сомнительного содержания в нужный момент.
По словам основателя LiveInternet Германа Клименко, рекламные сети активно следят за тем, какие ресурсы посещает пользователь. «Например, меня сейчас в Google преследует реклама, которую я искал на auto.ru, так как ресурс передал или продал эти данные», — говорит он. Но, вспоминает собеседник, создавались и вроде бы применяются этические нормы для использования данных, полученных таким образом. Например, чтобы людей не преследовала реклама гробов или виагры.
Из социальных сетей активнее всего cookie используют «Одноклассники». Вместе с другим активом Mail.ru Group — сайтом Mail.ru — они работают с Adriver и используют файлы собственных рекламных сетей. Компания имеет наиболее полные данные о пользователях, так как может сочетать их с данными из своей соцсети. Вице-президент и директор по рекламным сервисам Mail.ru Group Алексей Басов говорит, что «Таргет» является проектом Mail.Ru Group и, «разумеется, он имеет доступ к информации о пользователе, чтобы показывать ему релевантную рекламу, но информация третьим лицам не передается».
Согласно данным «Лаборатории Касперского», в России отслеживанием пользовательских данных занимается не менее 12% сайтов, в мире этот показатель составляет 24,6%. «Можно говорить о существовании целого рынка подобных услуг и почти полном отсутствии на нем каких-либо правил», — отмечают в «Лаборатории Касперского». По словам представителя компании, основная цель заключается в сборе более полной информации о конкретном пользователе. Помимо cookie анализу подвергаются данные из открытых источников. Полученная информация позволяет составить портрет пользователя со всеми его интересами и предпочтениями, соответственно, ее можно продавать заинтересованным сторонам.
В МТС говорят, что активно используют таргетинг и ретаргетинг (показ рекламы пользователю, который уже частично отреагировал на нее, кликнув по баннеру или зайдя в интернет-магазин). По мнению представителя оператора, это значительно увеличивает эффективность рекламной кампании — растет не только количество пользователей и кликов, но и качество аудитории. «Использование ретаргетинга втрое увеличивает кликабельность и вдвое — длительность посещения сайта. Как результат — в два-три раза повышается вероятность покупки», — говорят в МТС.
В целом, согласно исследованию «Экономики Рунета-2012», рынок контекстной рекламы в 2011 году составлял 24 млрд руб., в этом году предполагался рост почти на 40%. По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Анны Зайцевой, сейчас на долю ретаргетинга приходится около 5% в общем объеме рекламных сборов в Рунете, или 2,6—2,8 млрд руб. в 2012 году. У рынка есть перспективы роста, так как по миру этот показатель приближается к 10%.
rbcdaily.ru